«Мастер и Маргарита» впервые был прочитан мной в мои четырнадцать. К сорока восьми я прочёл роман более десяти раз, всегда открывая что-то новое. Слог Булгакова особенный, многоуровневый, требует трепетного уважения. И сюжетные нюансы порой претерпевали новые анализ и оценку. Но раз за разом после прочитанного последнего абзаца в душе оставался некий звук – то, ради чего любое произведение и пишется.




О фильме.




Как можно экранизировать это: «Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской.»? Или это: «Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом.»? Да никак.




Поэтому вышедший фильм прекрасен. Любая попытка построчной экранизации романа обречена на провал, чему доказательством все предыдущие старания. Дело не в актёрах, не в диалогах, не в слабой или излишне выпяченной визуальной составляющей. Дело в эмоциях, которые рождаются при чтении книги. Вот почему создатели вышедшего фильма искажают хронологию, добавляют свою сюжетную линию, пишут новый «роман о романе о романе».




Восприятие и критика.




Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ, «выросший с этим текстом и знающий его наизусть» пишет:




«Один черт знает, зачем сценаристу Роману Кантору понадобилась эта громоздкая и нелепая конструкция (оригинальная, булгаковская, десятилетиями полностью всех устраивала, пока не вылезли молодые дарования со своим креативом). Кантор и Локшин хотят быть не простыми иллюстраторами романа, а Художниками со своим уникальным видением? Они считают себя равными лучшему писателю на свете? (Зря, тысячу раз зря). Хотят намекнуть, что Михаил Афанасьевич написал роман с целью отомстить своим гонителям? Пытаются добавить в книгу реализма, которого ей так отчаянно не хватало?»




Я отвечу, гражданину Денису. Мало вырасти с этим текстом и знать его наизусть. Надо ещё его понимать, а главное – чувствовать. Ещё было бы неплохо знать исторический контекст, биографию автора и историю создания самого романа. Тогда таких глупых вопросов не возникало бы.




Резюме.




Всё, что один талантливый человек может создать, то другой талантливый или нет – неважно, всегда может раскритиковать. Я же предлагаю смотреть глобально: после десятилетий «Ёлок», «Богатырей», «Льдов» и военной кинопропаганды, «Мастер и Маргарита» Локшина смотрится, как кино из другой эпохи, надеюсь, новой эпохи русского кино. Не буду здесь разбирать кинодраматургию произведения, режиссёрские и операторские решения (а я могу, как преподаватель основ киноискусства) – приберегу для лекций. Этот фильм удивителен именно своей нежностью к основе – к тексту Булгакова. И после просмотра в душе остётся звук.




Смотрите. Смотрите. Смотрите.



Комментарии
05.04.2024 в 02:18

Больно не будет!
Смотрел краем глаза:
Мастер приходит, через балкон
В палату к Бездомному
ой, нет, я всё
12.04.2024 в 17:46

Ну ладно, ладно! Я же не говорил, что это произведение искусства, MadDok! Кстати, снова стал перечитывать. Книга необьятная, бесконечная. Ну а фильм - пока лучшая попытка снять что-то "по-мотивам"
21.04.2024 в 00:12

Больно не будет!
Наверное стоит посмотреть, но как вспомню Коровьева косплеящего джокера :alles:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии